Инвентаризация в СНТ

Общее имущество в СНТ должно находиться на учете и оставаться в сохранности. Чтобы исключить факты хищения, порчи или нецелевого использования имущественных ценностей, важно регулярно проводить инвентаризацию. О порядке ее организации и необходимых для этого документах рассказываем в нашей статье.

Что такое инвентаризация и зачем она нужна

Если говорить простыми словами, инвентаризация — это проверка наличия и пересчет всего имущества общего пользования, которое имеется на данный момент в СНТ. Основные задачи инвентаризации — определить:

  • в каком состоянии находится имущество;

  • обеспечена ли его сохранность;

  • имеются ли в СНТ неучтенные объекты;

  • соответствуют ли фактические данные информации бухгалтерского учета.

Также при проведении такой проверки учитывается и финансовая сторона жизни СНТ:

  • наличие долгов товарищества перед кредиторами;

  • долги садоводов по членским взносам;

  • средства, имеющиеся на счетах.

Закон об инвентаризации в СНТ

Отметим, что обязанность проводить инвентаризацию в садоводческом товариществе не прописана в Федеральном законе №217-ФЗ. Однако если СНТ ответственно относится к сохранности и учету общего имущества, то необходимость инвентаризации обязательно указывается в уставе.
Порядок проведения инвентаризации определяется товариществом на основании правил, прописанных в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Как часто проводится инвентаризация

Проверка имущества и финансовых средств должна проводиться перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Однако основные средства можно проверять не ежегодно, а один раз в три года.

В каких случаях проведение инвентаризации обязательно

Есть ситуации, в которых проведение инвентаризации в СНТ является необходимым. Например, при:

  • продаже или сдаче в аренду имущества товарищества;

  • смене материально ответственных лиц, председателя, правления СНТ;

  • подготовке к годовой бухгалтерской отчетности;

  • возникновении непредвиденных чрезвычайных ситуаций (после пожара, наводнения, стихийного бедствия);

  • ликвидации или реорганизации товарищества;

  • обнаружении фактов воровства или порчи имущества.

Кто проводит инвентаризацию

В состав комиссии может войти не только председатель или представители правления, но и любой другой член садоводческого товарищества. Исключением являются материально ответственные лица: их нельзя включать в состав проверяющих, но они обязательно присутствуют при проверке. Состав комиссии может быть меньше двух человек.

Этапы инвентаризации

Порядок инвентаризации должен регламентироваться внутренними документами СНТ. Однако при этом рекомендуется придерживаться следующей пошаговой инструкции.


Шаг №1. Создание комиссии. Проверкой наличия и оценкой состояния имущества должна заниматься специально созданная комиссия. Ее состав определяется председателем и правлением, а затем прописывается в приказе.


Шаг №2. Передача последних приходных и расходных документов. Все они должны быть проверены членами комиссии и заверены ее председателем еще до начала инвентаризации.


Шаг №3. Составление списка объектов, имущества и денежных средств, находящихся на балансе СНТ. В перечень могут входить земли общего пользования и возведенные на них постройки, ограждения, проезды и дороги, заброшенные участки, средства водоснабжения, противопожарной защиты, электротехнические приборы общего пользования и т.д.


Шаг №4. Получение расписки от материально ответственных лиц.


Шаг №5. Проверка общего имущества и других объектов. По предоставленным спискам комиссия должна проверить и документально подтвердить наличие имущества, проверить его состояние, оценить активы и обязательства.


Шаг №6. После окончания работы комиссия проводит заседание и оформляет протокол по итогам инвентаризации. Также по образцу составляется ведомость учета имущества. Документы предоставляются на подпись председателю.


Шаг №7. С результатами инвентаризации необходимо ознакомить всех членов СНТ на общем собрании садоводов.

Документальное оформление инвентаризации

Для проведения проверки имущества и оформления ее итогов понадобится подготовить несколько документов — от приказа о создании комиссии до акта инвентаризации имущества.

Как составить приказ о создании комиссии

При подготовке приказа о создании комиссии необходимо использовать форму №ИНВ-22. В документе потребуется указать:

  • причины проведения инвентаризации;

  • даты работы комиссии;

  • ее состав, включая председателя и членов;

  • перечень проверяемого имущества и обязательств;

  • срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.

Приказ утверждается подписью председателя СНТ. Также в нем должны расписаться все члены комиссии.


Скачать образец приказа о создании комиссии

Что должно быть в инвентаризационной ведомости

Этот документ комиссия может составить в произвольной форме или использовать шаблон ИНВ-1. В ведомости кроме наличия проверяемых объектов, необходимо указать:

  • инвентарные номера;

  • назначение;

  • внешнее состояние (с указанием имеющихся дефектов);

  • работоспособность.

При осмотре зданий и построек дополнительно указывается:

  • количество этажей;

  • год постройки;

  • площадь;

  • основной строительный материал.

Перечисленные в ведомости данные в дальнейшем будут сверяться с информацией, отраженной в бухгалтерском учете. При выявлении расхождений и несоответствий составляется сличительная ведомость по образцу ИНВ-18 или по подобной форме, утвержденной в СНТ.

Акт инвентаризации

В качестве основы можно использовать форму, утвержденную Министерством финансов, или составить акт самостоятельно — по собственному шаблону.

В документе нужно указать:

  • наименование СНТ;

  • ФИО материально ответственного лица;

  • полный состав комиссии (председатель и список членов);

  • даты проведения инвентаризации;

  • список инвентаризационных описей;

  • итог работы комиссии.

К акту прикладываются все ведомости, составленные при проверке.


Скачать образец акта инвентаризации

Протокол инвентаризации

Протокол — заключительный документ инвентаризации. Он составляется по результатам итогового заседания комиссии и становится своеобразным отчетом, который будет предоставлен председателю и правлению СНТ.

В протоколе указываются:

  • состав комиссии;

  • результаты проведенной проверки;

  • выявленные расхождения;

  • объяснения ответственного лица;

  • решение, принятое по итогам инвентаризации.

Документ подписывает каждый из членов комиссии. В конце указывается дата его составления.


Скачать протокол инвентаризации

Инвентаризация в бухгалтерском учете

Итоги проверки предстоит отразить в бухгалтерском учете за тот отчетный период, во время которого проводилась инвентаризация. Например, результаты ежегодной инвентаризации бухгалтер должен указать в годовой отчетности.

По итогам инвентаризации устаревшее или неисправное имущество, финансовые задолженности с истекшим сроком исковой давности списываются с балансового учета. Также в бухгалтерской отчетности необходимо указать факты недостачи, выявленные комиссией.

При обнаружении недостачи необходимо определить ее виновника:

  • если ответственный найден, то финансовая компенсация будет взиматься с него;

  • если виновник не определен, недостача списывается в прочие расходы товарищества.

Бухгалтерские проводки по итогам инвентаризации

Также в ходе сверки имущества могут быть выявлены излишки. Они фиксируются проводкой: Д 01 (10, 41, 43, 50) - К 91.

Помощь в проведении инвентаризации

Процесс инвентаризации требует тщательной подготовки и внимательной работы с документами. И если вы еще ни разу не сталкивались с этой процедурой и хотели бы получить помощь от профессиональных бухгалтеров, то всегда можете обратиться за помощью к специалистам «СНТклуба». Наша команда поможет вам:

  • подготовиться к проведению инвентаризации;

  • собрать комиссию;

  • составить документы;

  • получить ответы на любые возникающие вопросы.

Присоединяйтесь к нашему сообществу садоводов и председателей и оцените все возможности сервиса «СНТклуб».